Что такое кейс-стади обучение. Кейс-технология

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кейс-стади Современные педагогические технологии

История возникновения: США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год

История возникновения: Метод изучения экономики В России стал применяться в 80-х г.г. Получил широкое распростра - нение при изучении медици - ны, юриспруденции, математики и других наук.

Суть метода: «Разбор конкретных ситуаций (кейсов)» Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий

Типы кейсов: 1. Практические кейсы. 2. Обучающие кейсы. 3. Научно-исследовательские кейсы.

Структура и виды CASE Вспомогательная информация Описание конкретной ситуации Задания к кейсу Печатный Мультимедиа Видео

Работа над кейсом в учебном процессе обычно осуществляется в 3 этапа: 1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса. 2.Работа в малых группах. 3.Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии.

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: Учитель – студент: перекрёстный допрос. Учитель - студент: адвокат дьявола. Учитель – студент: Гипотетический формат.

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: 4. Студент – студент: конфронтация и/или кооперация. 5. Студент - студент: «играть роль». 6. Учитель – класс: «безмолвный» формат.

Метод кейс-стади развивает следующие навыки: 1. Аналитические. 2. Практические. 3. Творческие. 4. Коммуникативные. 5. Социальные. 6. Самоанализ.

Технология конструирования кейс-стади. Определение цели создания кейса. Подбор соответствующей цели реальной ситуации. Подбор необходимых источников информации.

Технология конструирования кейс-стади. 4. Сбор информации и данных для кейса. 5. Проработка формы представления материала в кейсе. 6. Подготовка методических материалов по его использованию.

Особенности использования кейс – стади: Может быть использован и на стадии обучения и на стадии проверки знаний. Требует много времени. Не может быть использован в многочисленной аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА «КЕЙС-СТАДИ»

Целью урока является формирование познавательного интереса к проблеме конкурентоспособности; формирование критерия исследования ситуации, суждения, выбора пути решения, а также поиск приемлемых интерп...

"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 2. Социально-исторические характеристики развития системы высшего образования
  • 2.1. Философские концепции образования
  • 2.2. Социологические подходы к исследованию высшей школы
  • 2.3. Развитие высшего образования: педагогический дискурс
  • 2.4. Особенности социально-образовательных отношений в контексте постмодернизационных трансформаций
  • Семинар № 2. «Эволюция подходов к изучению высшей школы: философский, социологический и педагогический дискурсы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 3. Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет
  • 3.1. Предмет и функции педагогической науки
  • 3. 2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука
  • 3.3.Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании
  • 3.4. Основные принципы педагогического исследования
  • 3.5. Основные категории педагогики высшей школы
  • Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 4. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования.
  • 4.1. Образовательные уровни высшего образования
  • 4.3. Компетентность как ценность высшего образования
  • 4.4. Последипломное образование
  • Семинар № 4. «Современная высшая школа:
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 5. Педагогические инновации как фактор повышения качества образования
  • 5.1. Качество образовательной деятельности
  • 5.2. Сущность и критерии педагогических инноваций
  • 5.3. Организующий характер педагогической деятельности в высшей школе
  • 5.4. Принципы личностно ориентированной педагогики
  • 5.5. Исследовательское обучение
  • 5. 6. Контекстный подход к обучению в высшей школе
  • 5.7. Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 1. «Педагогика высшей школы»
  • Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
  • Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
  • 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
  • 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
  • 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
  • 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
  • Семинар № 6. «Психологические особенности педагогического взаимодействия» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  • 7.1. Профессиональные способности педагога
  • 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
  • 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
  • 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
  • Преподавателя высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
  • 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
  • 8.2. Структура авторитета преподавателя
  • 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
  • 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
  • 8.5. Стратегия воспитательного процессав высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
  • Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»
  • Модуль 3. Методика преподавания в высшей школе
  • Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции
  • 9.1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций
  • 9.2. Этапы подготовки к лекции
  • 9.3. Дидактические и методические требования к лекции
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 10. Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов
  • 10.1. Семинар: разновидности и функции
  • 10.2. Алгоритм методики проведения семинара
  • 10.3. Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля
  • 10.4. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 11. Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе
  • 11.1. Понятие метода обучения. Классификация методов
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади
  • 3. Игровые методы
  • 11. 4. Дискуссионные методы
  • 11.5. Сензитивный тренинг
  • 11.6. Тестирование
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 3. «Методика преподавания в высшей школе».
  • Литература, рекомендованная к модулю 3:
  • Модуль 4. Организация научно-исследовательской работы в вузе
  • Тема 12. Методологические основы организации научной деятельности
  • 12.1. Функциональное назначение науки
  • 12.2. Понятие методологии. Принципы научного исследования
  • 12.3. Классификация методов познавательной деятельности
  • 12.4. Основные формы научного познания
  • 12.5. Научная аргументация как логико-коммуникативный процесс
  • Научной деятельности» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 13. Диссертация как научное исследование
  • 13.1. Специфичность диссертационного исследования
  • 13.2. Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.
  • 13.3. Основные требования к автореферату диссертации
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 4. «Методология и организация научно-исследовательской деятельности».
  • Литература, рекомендованная к модулю 4:
  • Заключение
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади

    Проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!».

    К достоинствам проблемного обучения относятся следующие:

    √ студенты включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность;

    √ формируются интеллектуальные умения;

    √ проблемное обучение дает более глубокие знания;

    √ проблемное обучение является естественным обучением.

    При применении проблемных методов необходимо учитывать основные условия проблемного обучения :

      проблема должна вызывать интерес у обучаемого;

      должна быть доступна его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

      лежать в «зоне ближайшего развития», т. е. быть одновременно и посильной и не слишком тривиальной;

      давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

      развивать профессиональное мышление.

    Кейсовый м етод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

    Классическими школами кейс-стади являются:

    1) Гарвардская (американская). Целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Кейс составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций.

    2) Манчестерская (европейская), которая предполагает многовариантность решения проблемы. Такой кейс составляет 10–15 страниц текста, плюс несколько приложений.

    Идеи кейс-стади довольно просты.

    √ Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и выбор решения в их проблемном поле.

    √ Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик – демократизм в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

    √ В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

    √ В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

    √ В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

    √ Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

    Метод кейсов представляет собой по сути обучение методом ситуаций или прецедентов.

    У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

    Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

    Критерии отличия кейсов от других учебных занятий :

    ▪ источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;

    ▪ процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;

    ▪ проверка – выяснение реакции студентов на кейс;

    ▪ устаревание, что требует новых подходов;

    ▪ модерация работы с кейсомработа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

    Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

    иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    прикладные упражнения , в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

    – обучающие анализу и оценке;

    – обучающие решению проблем и принятию решений;

    – иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

    Изучение предмета студентами осуществляется путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Наиболее распространенными видами кейсов являются:

    структурированный (highly structured ): минимум информации; для решения применяют определенную модель или формулу; у таких задач существует оптимальное решение;

    «маленькие наброски» (short vignettes ) : содержат 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят с ключевыми понятиями; при разборе надо опираться на свои знания;

    большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) : объемом до 50 страницсамые сложные; информация в них очень подробнaая, в том числе и ненужная, а необходимая может и отсутствовать;

    «первооткрывательские кейсы» (ground breaking cases ): разбирающий должен предложить новое решение.

    В зависимости от поставленных задач кейсовые пакеты можно классифицировать следующим образом:

    вводный кейс сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;

    информационный объем знаний о какой-либо проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности;

    стратегический развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами;

    исследовательский – представление результатов анализа ситуации в форме изложения;

    тренинговый – направлен на упрочение и более полное усвоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т. п.

    В зависимости от формы и внутренней структуры различаются такие виды кейсов :

    комплексный (модульный) кейс не менее 20 стр. информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

    кейс-изложение включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, проблеме, путях ее решения, основные выводы;

    кейс-иллюстрация содержит некоторый пример по изучаемой теме; небольшой по объему;

    кейс-практическая задача информация о реальной ситуации для выполнения задание по теме;

    кейс со структурированными вопросами четкий перечень вопросов для обсуждения;

    кейс без структурированных вопросов –предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, описанной в ситуации;

    По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

    Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

    Бессюжетные кейсы , как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

    Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

    Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

    Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемны, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

    Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

    В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

    личностные кейсы , в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

    организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

    многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

    Кейсовые методики, во-первых, позволяют легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; во-вторых, вносят в обучение элемент загадки; в-третьих, разбираемая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

    К достоинствам данного метода следует отнести:

    – получение навыков решения реальных проблем;

    – получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

    – выработка навыков простейших обобщений;

    – получение навыков презентации;

    – получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

    В то же время существуют серьезные проблемы использования этого метода:

    √ во-первых, сложность, т. к. метод содержит в себе другие методы;

    √ во-вторых, особый стиль обучения, т. к. предполагает активное участие преподавателя в работе студентов;

    √ в-третьих, эффективность при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

    Стратегическими принципами развития кейсового метода являются следующие:

    ♦ внедрить его в программы подготовки специалистов по современным рыночным специальностям;

    ♦ активизировать использование метода case-study в системе дополнительного профессионального образования;

    ♦ метод case-study необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными;

    ♦ применение метода case-study должно быть методически обеспечено.

    Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

    – соответствовать четко поставленной цели создания;

    – иметь соответствующий уровень трудности;

    – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

    – не устаревать слишком быстро;

    – быть актуальным на сегодняшний день;

    – иллюстрировать типичные ситуации;

    – развивать аналитическое мышление;

    – провоцировать дискуссию;

    – иметь несколько решений.

    Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

    Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

    ▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

    ▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

    ▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

    ▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

    ▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

    ▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

    ▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

    "

    Одними из последних достижений технологий обучения являются кейсы. Это который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику. Применение его в российском образовании сегодня весьма актуально. Ведь нет ничего эффективнее, чем самостоятельное погружение в проблему и поиск решения. Разберемся подробнее, откуда возникли и какое практическое значение имеют.

    Суть метода

    Кейс-метод - это сравнительно новая технология обучения студентов. Суть ее заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность студента к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации.

    Кейс-метод - это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала.

    Кейс-стади - это многоуровневая технология, которая имеет ряд признаков и особенностей. Они помогают отличать данный метод от других. Сюда можно отнести наличие социально-экономической модели, командную выработку решений, их альтернативность и единую цель.

    История

    Впервые о применении в обучении кейсов стало известно в 1924 году. Преподаватели поняли, что для аспирантской программы нет подходящих учебников. Поэтому они решили провести интервью с успешными бизнес-владельцами и составить подробные отчеты об их деятельности. Студентам предлагалось прослушивание материалов, знакомство с деталями проблемных ситуаций, с которыми сталкивались компании. Затем в ходе общего обсуждения учащиеся искали варианты выхода из ситуации.

    Постепенно этот метод корректировался и распространялся по всему миру. С 50-х годов прошлого столетия он стал популярным во всей Западной Европе, в лидирующих бизнес-школах (ESADE, INSEAD, LSE, HEC).

    В России кейс-стади - это популярная технология обучения с 2000-х годов. В настоящее время применяются не только переводные кейсы, но и авторские, созданные для соревнований, аттестации учащихся. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Среди уже ставших популярными можно отметить центр карьеры НИТУ «МИСиС», клуб МГТУ им. Э. Баумана и др.

    Классификация

    Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.

    По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.

    По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.

    Сжатые кейсы - это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.

    Мини-кейсы - это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

    По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

    Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.

    Работа метода в бизнесе

    Самой популярной областью применения кейсов является бизнес-обучение. Ведь для успешного развития в собственном деле нужны не только личные стремления и знание рынка, но и определенный опыт прошлого других компаний, которые с лихвой дают бизнес-кейсы. Что это такое?

    Это специально подготовленный материал, описывающий конкретную бизнес-проблему. Задачей преподавателя на таких занятиях является направить учащихся в правильное русло поиска решений. А для этого требуется достаточный объем данных, статистика, участие успешного менеджера в создании кейса и наличие подходящей бизнес-ситуации.

    Существенный вклад в развитие кейс-метода вносят консалтинговые и аудиторские организации. Они используют его не только в обучении, но и в собеседованиях при приеме на работу. Такая технология помогает сразу выявлять у потенциальных сотрудников способность к анализу, синтезу. Нередко в качестве первого отборочного тура проходит корпоративное кейс-соревнование. Примером этому может быть известный ежегодный чемпионат в России от компании Microsoft.

    Методика решения

    Для поиска правильного решения любого кейса используют четкий план. Первый его пункт подразумевает постановку задачи и касается преподавателя. На втором месте стоят просмотр кейса и определения тем. Здесь важно схематично описать ситуацию с выделением ее главных компонентов. На третьем этапе учащиеся должны поставить диагноз, то есть выяснить, почему человек или компания испытывает кризис, и сформулировать проблему. Следующим действием будет разработка путей решения. Только после оценки всех вариантов и выбора подходящего можно переходить к разработке стратегии реализации и презентации выводов аналитической работы.

    Возможности

    Сегодня кейс-технология - это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, студенты должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, специалист должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

    Стратегия развития

    Несмотря на эффективность кейс-метода, он может использоваться далеко не в каждой дисциплине. А только там, где требуется формирование соответствующих навыков и личностных качеств. Отсюда можно четко сформулировать стратегию развития этой технологии. Во-первых, метод должен активно применяться в процессе обучения тех людей, которые избрали рыночные профессии (менеджер, экономист, брокер, имиджмейкер), где доминирует ситуативная деятельность. Во-вторых, он весьма актуален в переподготовке кадров, помогает модернизировать знания и навыки. И конечно же, кейс-метод должен быть далеко не единственным в арсенале преподавателей, а идти в сочетании с традиционными методами (например, лекционным материалом).

    Лекция 3

    Образовательные технологии «Кейс-стади» и «Дебаты»

    как средство активизации познавательной деятельности учащихся


      Технология «Кейс-стади»

    1. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

    2. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

    3. Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций

    4. Руководство по написанию кейса

    1. Структура кейса

    2. Виды кейсов

    3. Выходное тестирование

    1. Технология «Дебаты»

    1. Дискуссия как способ организации учебно-воспитательного процесса

    2. Главные черты технологии «Дискуссия»

    3. Структура дискуссии

    4. Правила проведения дискуссии

    5. Функции модератора

    6. Функции экспертов

    7. Формы дискуссий

    8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
    А. Цель и принципы программы "Дебаты"

    Б. Организационные процедуры

    В. Ход игры

    Г. Преимущества использования технологии "Дебаты"


      1. Технология «Кейс-стади»

    1. Из истории вопроса

    Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

    Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

    Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

    Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе.

    2. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

    Технология «Кейс-стади» активно используется в современном образовании, и может быть причислена к технологиям открытого образования, ориентированным на многообразие и вариативность образовательных предложений, преодоление школьного контекста, создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся веер возможностей в выборе образовательного маршрута.

    Мы понимаем, что сегодня задача школы - не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.

    По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:


    • в целом умеют читать и понимать тексты , отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;

    • достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;

    • не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;

    • теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, что вызывает затруднения;

    • как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;

    • чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
    А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании: российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности; вызывает трудности операция выделения информации из вопроса; российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации; дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.

    Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.

    Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос - задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, - они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача - ситуация, случай, требующие собственного решения.

    За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

    Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

    3. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

    Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) - метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.

    В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.

    Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

    Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.

    Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в белорусских школах активно применяются метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Недавно я для себя открыла «новый» метод?case - study?. Родиной метода?case - study? являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий - лекций и практикумов - дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Этот метод очень популярен на западе, но для белорусских учебных заведений кейс - метод является довольно новой технологией.

    Кейс - метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка «case» - случай, а «case - study» - это обучающий случай. Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

    • 1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case - study»;
    • 2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

    Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

    Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

    Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

    • - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
    • - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
    • - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

    Суть метода case - study заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

    Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику белорусского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

    Обычно кейсы включают в себя:

    • 1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
    • 2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
    • 3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
    • 4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам -- результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
    • 5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

    При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

    Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

    Кейс должен отвечать следующим условиям:

    • * наличие реально существующей группы людей, организации, на основе кото-рой разработана ситуация;
    • * определенная хронология событий, временные рамки,
    • * наличие реальной проблемы, конфликта,
    • * ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
    • * действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

    Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс --технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

    В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

    Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

    1. Подготовительный этап (до начала занятий).

    Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

    2. Ознакомительный этап (во время занятия)

    Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

    3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

    Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

    4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

    Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

    В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология «кейс-стади» делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

    Распределения функций между учащимися и преподавателем:

    Фаза работы

    Действия преподавателя

    Действия учащегося

    До занятия

    • 1. Подбирает кейс
    • 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся
    • 3. Разрабатывает сценарий занятия
    • 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы
    • 2. Индивидуально готовится

    к занятию

    Во время занятия

    • 1. Организует предварительное обсуждение кейса
    • 2. Делит группу на подгруппы
    • 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями
    • 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
    • 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других
    • 3. Принимает или участвует в принятии решений

    После занятия

    • 1. Оценивает работу учащихся
    • 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

    1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

    Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study. Ее можно целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень ее компетентности, который складывается из компетентности ее участников. Неподготовленность учащихся к дискуссии делает ее формальной, превращает в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельное ее добывание.

    Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства учителем. Руководя дискуссией, учитель должен добиваться участия в дискуссии каждого студента, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание.

    Кейсы классифицируются на:

    • * практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
    • * обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
    • * научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

    На самом деле каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

    Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

    Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальную и групповую формы работы. Непростой момент для учителя - это оценивание, ибо требуется оценить каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания. Следует отметить, что традиционная десятибалльная система оценивания результатов не позволяет оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Стобалльная же система оценки знаний является более гибкой и позволяет более объективно определить уровень подготовки обучающихся. Поэтому при оценивании каждого участника мы постараемся совместить десятибалльную и стобалльную системы. Для получения итоговой «10» обучающимся необходимо набрать 90-100 баллов, для получения «9» 70 - 89 баллов, «8» обучающийся получает, если набирает менее 60 - 70 баллов, а «7» обучающийся получает, если набирает менее 60 баллов. Так как в обсуждение будут вовлечены все, даже обучающиеся, имеющие низкие коммуникативные способности, двоек, я думаю, при использовании кейс-метода ставить не придётся.

    Кейс-метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

    Существует несколько классификаций кейсов

    По структуре:

    • · Структурированные кейсы (highly structured case) -- короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
    • · Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
    • · Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

    По размеру:

    • · Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление
    • · Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию
    • · Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии

    Отличительными особенностями кейс-метода являются:

    • · описание реальной проблемной ситуации;
    • · альтернативность решения проблемной ситуации;
    • · единая цель и коллективная работа по выработке решения;
    • · функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
    • · эмоциональное напряжение учащихся.

    Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

    Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.