Что такое электронная картография. Электронные картографические системы, виды и основные функции навигационных картографических систем Инструкция пользователя электронно картографической системы siemens

Подход к выбору ЭКНИС

ЭКНИС - (Электронно-Картографическая и Навигационно-Информационная Система)
ECDIS - (Electronic Chart Display and Information System)

ЭКС - (Электронно-Картографическая Система)
ECS - (Electronic Cartographic System)

Для того, чтобы разобраться в большом количестве различных Электронно-Картографических Систем, предлагаемых на Мировом рынке, мы предлагаем обратить Ваше внимание на нижеследующие факторы, которыми следует руководствоваться, при выборе той или иной Системы.

Понятие ECDIS включает в себя Три основных составляющих:

1. Компьютер в Морском исполнении Одобренного типа с соответствующим Сертификатом, выдаваемым специальным Надзорным Органом (в России это Российский Морской Регистр Судоходства).

2. Сертифицированное Программно - Математическое Обеспечение, отвечающее всем Требованиям IMO, IEC & IHO.

3. Векторные Карты - только от Официальных Производителей, какими являются Национальные Государственные Гидрографические Службы (Департаменты) или иные Организации, уполномоченные на то Правительствами соответствующих Государств.

Примечание:

В ECDIS допускается использование Растровых карт, но только в том случае, когда не обеспечивается полное покрытие предстоящего рейса Официальными Векторными картами (данными).

Счисления пути судна по Растровой карте необходимо дублировать на Бумажной карте.

(См. так же ниже в разделе Электронные карты).

Отсутствие хотя бы одной из вышеизложенных составляющих не даёт права ни одной Системе называться ЭКНИС / ECDIS.

Прежде всего надо помнить, что любая Система состоит из двух главных частей:

1. Непосредственно сама Программа;

2. Электронные карты, с которыми может работать выбранная Вами система.

Как вы понимаете, одна Программа никому не нужна и карты сами по себе - то же.

Выбор Программы:

1. Интерфейс Программы. Удобство Главного Меню, его наглядность и расположение (в виде Набора кнопок по краю экрана или наличие постоянного Меню). Можно ли включить любую функцию Программы одним нажатием, или для этого надо выполнить ряд последовательных действий, что в свою очередь приводит к потере Оперативности при работе с Программой, это становится особенно важным в условиях Экстремальной Навигации.

2. Какие и сколько Навигационных Приборов (Датчиков) можно подключить к компьютеру. Например, наличие интерфейса для САРП, АИС, Компаса, Лага, Эхолота, Авторулевого и так далее.

3. Количество Навигационных Функций реализованных в выбранной Вами Программе и обеспечивают ли они Мореплавателю выполнение решения всех ежедневых задач по Судовождению, например:

Наличие функции выполнения Предварительной Прокладки,

Возможность Автоматических и Ручных записей в Судовой Журнал,

Возможность наложения на карту и сохранения в отдельном файле своей собственной информации (Площади, Линии или Точеченые Объекты), так называемый Пользовательский Слой (User Layer),

Наличие в программе Базы Данных Таблиц Приливов,

Возможность отображения на карте одновременно двух символов судна от двух разных навигационных Систем - Параллельное Счисление, эта функция особенно важна, так как обеспечивается постоянное определение места судна по двум разным навигационным системам с отображением соответствующих символов на электронной карте.

4. Наличие в Программе Системы Предупреждений:

О приближении к Точке Поворота;

К Опасности с глубиной, равной или меньшей, чем Безопасная Глубина, устанавливаемая Мореплавателем;

К району с Особыми Условиями Плавания;

К району с Опасными Глубинами;

О нарушении связи с внешними Навигационными Системами;

5. Качество Функций:

Быстрота Доступа к тем или иным Функциям. Другими словами, сколько надо сделать нажатий на кнопки для того, что бы включить или выключить необходимую функцию.

Удобство ввода соответствующих параметров для решения тех или иных Навигационных задач. Например, ввод Пеленгов и Дистанций, измеренных внешними приборами (Визуальный Пеленг с репитера Гиро компасса и Дистанция с Радара) для определения Обсервованного места суда с постановкой соответствующего символа.

Наличие всей необходимой информации в окне функции для обеспечения постоянного и полного контроля за её работой.

Электронные Карты:

Прежде всего необходимо знать, что все Электронные карты делятся на две Основные группы:

1. Векторные Карты (Vector Charts).
2. Растровые Карты (Raster Charts).


Все Навигационные Программы, соответственно, делятся на Три группы по типу карт, с которыми они могут работать:

1. Векторные Систеты
2. Растровые Системы
3.Смешанные Системы с возможностью использования как Векторных, так и Растровых карт. Здесь следует Особо Предупредить пользователей таких Систем о том, что Ваш ECDIS будет всякий раз автоматически превращаться в обыкновенную Электронно - Картографическую Систему (ЭКС / ECS), как только счисление пути Судна перейдёт с Векторной карты на Растровую и Вы должны будете, начиная с этого момента, дублировать всю прокладку на обыкновенной Бумажной карте до тех пор, пока счисление снова не перейдёт на Векторную карту.

Главное отличие Векторных карт от Растровых заключается в том, что Векторная карта имеет свою собственную Базу Данных с Описанием и Координатами Географических Объектов. База Данных позволяет соответствующей Программе:

Решать такие Задачи Безопасности как приближение к Опасным Подводным Объектам (затонувшие Суда, Подводные Препятствия, Сооружения и так далее с глубинами над ними равными или меньшими чем Безопасная Глубина, устанавливаемая Мореплавателем);

Изменять размер различных Символов карты (Тексты, Средства навигационного Оборудования, отметки Глубин);

Выделять Опасные Объекты,

Удалять от отображения Неопасные Объекты,

Изменять состав Информации на карте.

Пётр Татаринцев, Капитан Дальнего Плавания

  • Речные портативные УКВ радиостанции
  • Прочие станции УКВ
  • Приемники Navtex
  • РЛО / SART
  • Стационарные станции УКВ
    • Морские станции
    • Речные станции
    • Прочие
  • Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.

    А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
    А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
    А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
    А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
    Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.

    Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.

    Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.

    На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.

    В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.

  • НАВИГАЦИЯ
    • Компасы гироскопические
    • Компасы магнитные
    • Картплоттеры
    • Лаги
    • Метеодатчики
    • Приемники ГНСС GPS/GLONASS
    • Радиолокационные станции
    • Репитеры
    • СКДВП (BNWAS)
    • Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
    • Автоматическая идентификационная система (АИС)
    • Системы приема внешних звуковых сигналов
    • Сонары
    • Спутниковый компас
    • Эхолоты
    • Авторулевые
    • Электронная картография
  • СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
    • FleetBroadband
    • Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
    • Iridium (Иридиум)
    • Спутниковое телевидение
    • Терминалы BGAN
    • Терминалы VSAT

    Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.

    На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.

    Типы оборудования:

    Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
    - Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
    - Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
    - VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.

    Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
    Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.

  • АВТОМАТИКА
    • Кренометры
    • Системы автоматики NAVIS
    • Системы автоматики Praxis
    • Системы автоматики МРС
    • Системы контроля расхода топлива
    • Датчики
    • Системы автоматики АБС
    • Системы автоматики Валком

    1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
    - автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
    - автоматика судовых электростанций;
    - ремонт и настройка систем ГЭУ;
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).

    2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
    - ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
    - ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
    - автоматика котельного оборудования;
    - автоматика систем топливоподготовки;
    - автоматика систем водоподготовки;
    - автоматика систем очистки сточных вод.

    3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.

    4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.

    5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО
    • Гарнитуры и трубки
    • Гидростаты
    • Запасные части для КВУ
    • ЗИП для гирокомпасов
    • ЗИП для тифонов
    • Магнетроны
    • Преобразователи и распределители
    • Системы безбатарейной связи
    • Системы пожарной безопасности
    • Судовые дисплеи и ПК
    • Судовые тифоны
    • Элементы питания (АКБ)
    • Блоки Питания
    • Дополнительные блоки
  • При использовании судоводителями традиционных бумажных карт затраты времени для снятия координат с дисплея приемоиндикатора (ПИ) и нанесения их на карту, которая недостаточно точна, приводят к тому, что обсервация не является текущей, в нее вносятся дополнительные погрешности.

    Кроме того, при плавании в стесненных условиях наносить координаты судна на карту просто некогда. В данном случае необходимо иметь отображение места судна в реальном масштабе времени, что возможно при использовании навигационной карты на электронном дисплее (электронной карты). Последнее десятилетие XX века характеризуется развитием морской электронной картографии. К настоящему времени это новое направление навигационной технологии приобрело реальность. Электронная картография позволяет коренным образом улучшить организацию работы судоводителей и облегчить ее, снизить навигационную аварийность.

    Можно утверждать, что на наших глазах происходит техническая революция в судовождении. Необходимость обеспечить непрерывный и объективный контроль за местоположением и движением судна и наблюдаемых целей, автоматизировать измерения и их обработку, представлять наглядную и достоверную информацию в виде, пригодном для немедленного использования, привела к разработке и использованию в радиолокации систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП), а в радионавигации - автоматических приемоиндикаторов спутниковых радионавигационных систем и комплексных индикаторов навигационной обстановки с электронными картами.

    Элементы электронной картографии впервые начали использоваться в судовых системах автоматической радиолокационной прокладки и в береговых системах управления движением судов. Такие карты получили название упрощенных или стилизованных. Электронные карты нового поколения создаются в специальных центрах, имеющих лицензию национального гидрографического управления и отвечающих за полноту и правильность отображения навигационной обстановки. Картографические базы данных, используемые и при составлении обычных бумажных карт, преобразуются в цифровую форму, записываются на магнитные диски или иные типы носителей, затем на судне индицируются на экране дисплея (видеопрокладчика) с высокой разрешающей способностью.

    История создания электронных карт имеет следующую хронологию:

    В 1982 г. Международная морская организация (ИМО) опубликовала в предварительной версии стандарт, определяющий характеристики ECDIS (Electronic Chart Display and Information System). Существует также стандарт Международной гидрографической организации (МГО), устанавливающий требования к ECDIS.

    В 1987 г. была утверждена координационная группа ИМО/МГО для разработки технико-эксплуатационных требований к судовой системе отображения электронных карт и информации. При этом имелось в виду, что в случае удовлетворения этих требований ECDIS будет признаваться законным эквивалентом бумажных карт.

    Электронная карта должна отображать следующий минимум картографических данных: контур береговой линии, глубины и высоты, безопасные границы по глубине, подводные препятствия, стационарные и плавучие навигационные средства, морские пути (фарватеры, каналы, рекомендованные курсы, системы разделения движения судов), запретные и ограниченные для плавания районы, числовой и линейный масштабы отображаемой карты, значения ограничивающих карту координат и, как минимум, по одной промежуточной линии, обозначающей параллель и меридиан. Кроме того, по желанию судоводителя на экране могут отображаться другие картографические данные из перечня, определенного эксплуатационными требованиями ИМО к ECDIS, например, справочные данные о береговых и плавучих средствах навигационного обеспечения, правила плавания, различные предупреждения навигационного характера, пути движения паромов, подводные трассы кабелей и трубопроводов, геодезическая информация (геодезическая основа, дата создания и дата последней корректуры электронной карты) и пр.

    Если ECDIS сопрягается с САРП, то на экране видеопрокладчика можно наблюдать движение других судов с соответствующими векторами их перемещений. На экране ECDIS в реальном масштабе времени отображается отметка собственного судна, перемещающаяся в соответствии с данными, полученными от GPS. Электронная карта воспроизводит морскую навигационную карту меркаторской проекции с ориентацией «Норд» и стабилизацией «Истинное движение», то есть символ судна перемещается по неподвижной электронной карте. Смена отображаемого участка карты на соседний участок осуществляется автоматически (при необходимости - вручную) при приближении судна на определенное расстояние к краю карты.

    Видеопрокладчик должен иметь возможность отображать электронные карты в масштабах , адекватных масштабам стандартным морских навигационных карт. Предусматривается возможность изменения масштабов, как минимум в два раза, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Надо иметь в виду, что увеличение масштаба означает лишь увеличение изображения участка карты, но это увеличение не сопровождается большей детализацией участка побережья или местности. ECDIS имеет возможность записывать данные о перемещении судна в течение определенного времени (например, в течение 36 часов), то есть - вести «судовой журнал». Устройство носителя картографических данных должно исключить их стирание или изменение в судовых условиях. При этом должна обеспечиваться возможность корректуры электронных карт на судне как автоматически с использованием систем спутниковой связи, так и вручную путем внесения судоводителем дополнительных символов. По мере накопления корректуры пользователи периодически, например, ежеквартально, могут получать полную обновленную версию электронной карты. Работая с электронным каталогом, судоводитель может подобрать электронные карты всех необходимых масштабов на предстоящий переход. На этих картах выполняется предварительная электронная прокладка маршрута предстоящего перехода. Маршрутные точки могут наноситься либо по географическим координатам, либо с помощью специального маркера по пеленгу и дистанции относительно выбранного навигационного ориентира. Линии предварительной прокладки выделяются на экране особым цветом. Может быть выполнен «подъем» навигационной карты, для чего в любом месте экрана могут быть нанесены точки, сплошные и прерывистые линии, условные знаки, цифры и буквы. С учетом особенностей района плавания и характеристик судна в ECDIS могут быть введены допустимые значения отклонений судна от заданной линии пути, допустимые значения минимальных дистанций сближения с выделенными навигационными опасностями, а также дистанций срабатывания предупредительной сигнализации при подходе к точкам поворота.

    Для текущего местоположения судна ECDIS должна рассчитывать и индицировать в буквенно-цифровой форме следующую текущую навигационную информацию:

      Дату и время (гринвичское или поясное);

      Географические координаты судна с обозначением способа их определения;

      Боковое отклонение судна от заданной линии пути (СТЕ - cross track error) с указанием стороны (знака) отклонения

      Дистанцию и пеленг на очередную маршрутную точку (DIST ТО WP, BRG ТО WP) и время плавания до нее (TIME ТО WP);

      Географические координаты маркера («+»), который судоводитель может установить в любой точке экрана;

      Пеленг на маркер и дистанцию до него (COURSOR IIG. COURSOR RNG).

    Наблюдая за перемещением отметки собственного судна по экрану ECDIS, судоводитель может осуществлять глазомерную проводку судна по заданной линии пути, учитывая также объективную цифровую информацию. При наличии надежной и высокоточной системы определения места судна ECDIS становится важнейшим техническим средством навигации не только в прибрежных водах, но и в узкостях, так как обеспечивает мгновенный контроль за местоположением и движением судна, прогнозирование развития навигационной ситуации, оперативное планирование и контроль маневров, безошибочность опознавания навигационных ориентиров.

    Требования к электронным картам были разработаны в 1995 году 19-й Ассамблеей ИМО и оформлены Резолюцией А. 817(19), затем был разработан стандарт морских электронных карт № 1174 и начались разработки национальных стандартов. В требованиях ИМО к ECDIS отмечалось, что первичной функцией системы является обеспечение безопасности мореплавания. Система должна отображать всю картографическую информацию, необходимую для безопасного и эффективного судовождения. Такая информация должна официально гото-Виться и распространяться гидрографическими службами, уполномоченными правительствами стран. ECDIS должна обеспечивать надежность и доступность навигационной информации, предусматривать соответствующее резервирование и документирование данных рейса. Такие системы с 2001 года рассматриваются как легальный эквивалент бумажных навигационных карт. Вместе с тем, судоводитель должен реально оценивать и учитывать технические ограничения ECDIS, в том числе привязку к географическим координатам, а не к побережью, зависимость от точности навигационных датчиков и ограничений используемых СРНС, опасность использования неприемлемого масштаба электронной карты, возможную неполноту навигационной информации на этой карте и т. д. Даже кратковременная неисправность или отказ ECDIS может привести к полной потере контроля за обстановкой и своего места и, как следствие, к навигационной аварии.

    Существует также проблема, связанная с системой координат. В международных стандартах на ECDIS определено, что используемая картографическая информация должна иметь американскую систему координат WGS-84. В этой системе функционирует и GPS (СРНС НАВСТАР). Однако российская СРНС ГЛОНАСС имеет собственную геодезическую основу ПЗ-90, а отечественные бумажные карты созданы по референц-эллипсоиду Красовского (иногда его называют «Пулково-42»). Несмотря на указанные ограничения и сложности уже сейчас на современных судах устанавливают по два дисплея ECDIS, каждый из которых имеет автономный источник электропитания. При этом дисплеи соединяют с основными техническими средствами навигации - гирокомпасом, лагом, приемоиндикатором СРНС GPS. В этом случае электронная карта превращается в навигационный автоматизированный комплекс, позволяющий решать различные задачи судовождения.

    Понятно, что такой комплекс должен использоваться совместно с другими техническими средствами навигации, в частности, с судовой РЛС и эхолотом. Имеются возможности использования электронных карт и на яхтах. Примером может служить кругосветное плавание яхты «Апостол Андрей» под командованием заслуженного мастера спорта РФ Н.А. Литау в 1996-1999 годах (яхта обогнула земной шар, проследовав по всем четырем океанам, прошла впервые в истории Северным морским путем в западном направлении) на яхте использовались только электронные карты, для чего были установлены два дисплея. Несомненно, что со временем ECDIS полностью заменит бумажные карты и будет таким же обязательным навигационным средством , как сейчас гироскопический и магнитный компасы, лаг или судовая радиолокационная станция.

    1. Основы электронной картографии

    1.1. Основные понятия

    Название данной дисциплины состоит из трех понятий; картография, электронная, основы. Картография - эта карта и все что с ней связано. Основы - это основные знания о электронной картографии. Понятие "электронная" трудно привязать к карте. Более проще понять когда карту назвать цифровой. Но так сложилось это понятие.

    Основы электронной картографии - это основные знания об электронной картографии.

    Структура электронной картографии приведена на рис.1.

    Законодательство и нормативные документы

    Требования к источникам данных

    Требования к обработке данных

    Требования к данным перед представлением в системе отображения

    Требования к системам отображения данных

    Требования к пользователю

    Возможность использования в электронных картах

    Возможность использования после обработки в существующих системах отображения

    Необходимость преобразования данных в формат соответствующий системе отображения данных

    Соответствие требованиям соответствующих организаций

    Знание основ электронной картографии

    Источники данных для электронных карт

    Обработка данных для отображ.

    Данные для отображе-

    Системы отображения данных

    Пользователь электронных карт

    Нав.системы

    GPS, ГЛОНАСС, АИС, наз. тр-т, др.

    Системы обр. данных

    Панорама,

    Использова- ние : навигация морская и сухопутная,

    обработка геоданных, наука, образование, различные области

    Носитель данных

    Бумажный,

    фотобумага,

    электронный

    (цифровая, анал. камера, телев. камера)

    Бумажный,

    Фотобумага,

    электронный

    (цифровая камера, телев. камера)

    электронный

    Вид данных

    Растровый, векторный

    Растровый, векторный

    векторный

    растровый

    Формат данных

    Форматы в растровом и векторном виде

    в формате системы отображения

    Рис. 1. Структура электронной карты

    В бумажной картографии символы наносятся на бумажную основу. При этом символы понятны человеку и соответствуют определенным требованиям. В электронной карте аналогично, только вместо бумажной основы - система отображения в виде дисплея.

    Источники создания электронных карт те же что и у бумажных, плюс данные в цифровом виде. В процессе развития электронной картографии сложилось так, что данные в различных системах отображения имеют различные форматы, что затрудняет или вообще не позволяет использовать данные в других системах отображения.

    Возникает необходимость в обработке данных перед их представлением в системе отображения.

    Источники данных для электронной картографии, системы обработки данных, данные перед представлением в системе отображения, сами системы отображения и пользователь электронных карт должны удовлетворять соответствующим требованиям, определенных на основе нормативных документов и законодательных актов.

    Кроме этого, для работы с электронной картографией необходимы знания о форматах данных, видах графики (векторная, растровая), устройстве систем отображения способах обработки и представления данных и другие знания, связанные с электронной картографией.

    Для получения этих знаний курсантами определен перечень лекций и лабораторных работ, необходимых курсанту с освоением дисциплины "Основы электронной картографии"

    Согласно ГОСТ 21667-76 Картография. Термины и определения,

    Картография - это область науки, техники и производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений.

    Исходный картографический материал - картографический материал, который используется для создания или обновления карты.

    Карта - построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе условных знаков.

    Согласно ГОСТ 28441-99 КАРТОГРАФИЯ ЦИФРОВАЯ, цифровая карта; ЦК: Цифровая картографическая модель, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба.

    Более простым языком, карта - это бумажный носитель с нанесенным на нем условными обозначениями, согласно нормативных документов необходимый человеку для его деятельности.

    Цифровая карта - информация, удовлетворяющая стандарту. S57,

    В системе отображения ECDIS цифровая карта удовлетворяет стандарту S57 в части обмена данными между системами и определенному стандарту в самой системе.

    Основная цель электронных карт и навигационных систем, построенных на их основе, - упрощение повседневного труда штурмана и повышение безопасности мореплавания.

    Первые электронные карты появились в 90-х годах и представляли собой сканированные копии бумажных карт. Подобные карты принято называть растровыми электронными картами . Однако выяснилось, что простое сканирование бумажных карт, зачастую приводит к невозможности их использования совместно с современными навигационными устройствами. Кроме того, использование растровых электронных карт (RENC) затрудняет проведение автоматического анализа навигационной ситуации.

    На основе тщательного изучения современных информационных технологий и их специфики в области морской навигации, Гармонизационной группой ИМО/МГО был разработан эксплутационный стандарт на систему отображения электронных карт и информации ECDIS , основывающийся на использовании векторных электронных карт формата S-57. Основное предназначение стандарта S-57 - стандартизация обмена гидрографическими данными между Гидрографическими Службами, Агентствами, производителями картографической продукции и ECDIS -систем.

    Согласно S-57, гидрографическая информация структурируется в наборы данных, которые, в свою очередь, могут объединяться в наборы обмена. Набор данных S-57 может рассматриваться как объектно-ориентированная база данных, подчиняющаяся перечисленным в стандарте семантическим правилам (объекты, атрибуты, связи между ними и т.д.) и записанная (закодированная) в соответствии с описанным в стандарте синтаксисом.

    Семантика стандарта опирается на то, что любой картографический объект обладает, как пространственно-геометрическими, так и функционально-описательными свойствами. В соответствии с этим карта S-57 состоит из двух типов объектов: пространственных (spatial) и описательных (feature). Spatial объекты (например, node - узел, edge - сегмент, face - площадь), характеризуются координатами, задающими их местоположение на поверхности Земли. Feature объекты, обладают определенным набором атрибутов и описывают некий естественный или искусственный предмет, например: LNDARE - область суши, DEPARE - область глубин, BOYCAR - кардинальный буй и т.д. Между объектами могут существовать связи различного типа, позволяющие смоделировать сколь угодно сложную сущность реального мира. Подробное описание стандарта находится в IHO Transfer Standard for Digital Hydrographic Data Edition 3.0 -

    В настоящий момент осуществляется переход от версии 2 стандарта S-57 (известного как DX90) к последнему изданию S-57 edition 3. Следует отметить, что из-за существенных изменений в семантической модели, конвертация данных из DX90 в S-57 ed. 3 является достаточно сложной задачей. Программы dKart Inspector и dKart Office позволяют автоматизировать процесс преобразования данных и создания цифровых наборов обмена, предоставляя средства для контроля качества изготавливаемой продукции.

    Являясь стандартом обмена гидрографическими данными, S-57 не оптимален при прямом использовании в судовых навигационных системах. Навигационные электронно-картографические системы могут использовать внутренний формат представления данных - SENC (System ENC). Формат SENC более компактен и специально предназначен для представления картографической информации на экране монитора.

    Одним из широко распространенных S-57 совместимых SENC-форматов является формат картографических данных CM93 фирмы C-Map.

    Навигационные электронно-картографические системы dKart Navigator и dKart Explorer ориентированы на использование S-57 совместимых данных, в том числе CM93 и DCF.

    По вопросам приобретения электронных навигационных карт CM93 обращайтесь к разделу электронные карты .

    помимо данных, содержащихся на традиционных морских картах, электронные карты содержат данные и из других источников - книг огней и знаков, лоций и пр. - нет

    По сравнению с традиционными бумажными картами и публикациями, электронные карты обладают рядом преимуществ, повышающих безопасность судовождения и облегчающих ориентацию в текущей навигационной ситуации:

      помимо данных, содержащихся на традиционных морских картах, электронные карты содержат данные и из других источников - книг огней и знаков, лоций и пр. - нет необходимости искать навигационную информацию в разрозненных источниках - все данные сосредоточены в электронной карте;

      векторная структура данных (являющаяся стандартной для электронных карт) позволяет проводить быстрый анализ навигационной ситуации, информируя судоводителя о возможных опасностях;

      процедура корректуры электронной карты намного легче традиционной и может быть выполнена в течение минут, непосредственно в море. Используя электронные карты и цифровые корректуры, судоводитель получает уверенность в том, что имеющаяся у него картографическая информация отражает самые последние изменения;

      совместно с внешними навигационными устройствами (GPS , САРП, АИС-транспондер ) электронные карты предоставляют возможности для отображения в реальном времени навигационной ситуации, включая собственное местоположение судна, положение радарных и АИС-целей.

    Общие принципы построения систем отображения навигационной информации используемые в электронной картографии

    Сейчас координаторскую деятельность по стандартизации электронных карт осуществляет IHO во содействии с IMO . Электронная карта. обхватывает как термин три понятия:

    описание данных;

    программное обеспечение для их обработки;

    электронную систему отображения данных.

    1.2. Область применения электронных карт

    Область применения электронных карт: судоходство морское и речное, автомобильный транспорт, министерство обороны, различные области науки и техники

    1.3. Пользователи электронных карт

    Пользователи электронных карт; капитан, штурман (судоходство морское и речное); водители, диспетчера (наземный транспорт); капитан, штурман (воздушный транспорт; космонавты; геодезисты; географы; и т.д.

    1.4. Контрольные вопросы

    1. Что такое бумажная карта?

    2. Что такое электронная карта?

    3. Что такое картография?

    4. Что такое электронная картография?

    5. Каковы основные причины перехода с бумажных карт на электронные?

    6. Какова область применения электронных карт?

    7. Кто пользователи электронных карт?