Как бороться с детской зависимостью от планшета? Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей Как отучить ребенка от игры в телефон.

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон - друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС - разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком - все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет - действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер - это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» - отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт - обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно - отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон - это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин - гормон удовольствия - выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены - мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.5 родительских ошибок, которые мешают детям стать взрослыми

Когда прихожу к своей знакомой в гости, первое, что слышу, - это просьба ее четырехлетнего сына: «Тетя, дай телефон поиграть». Протягиваю смартфон, иначе детсадовец не отстанет. Заполучив гаджет, не расстается с ним до моего ухода. Такой же интерес у него к родительским телефонам, компьютеру, планшету. Ребенку не до игрушек...

Рассказала об этой ситуации специалистам. Первое, что отметили, - ребенка в таком возрасте еще рано знакомить со всевозможными гаджетами. По словам врача-гигиениста отделения гигиены детей и подростков Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Натальи Вербицкой, в детсадах игровые занятия за компьютером и портативными устройствами разрешены детям с пяти лет. Причем продолжительность непрерывного сеанса не должна превышать 10 минут, для детей восьми-десяти лет - 15 минут, одиннадцати-тринадцати лет - 20 минут. Только после исполнения четырнадцати ребенку можно проводить перед монитором около получаса. Каждый вышеназванный норматив по времени уменьшай на 5 минут, если это касается планшета, электронной книги и других портативных устройств.

Специалисты тщательно следят за соблюдением санитарных норм и правил в компьютерных классах детсадов и школ. Ведется лабораторный контроль уровня шума, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, электромагнитного и электростатического полей, источником которых является ЭВМ. За полгода из-за превышения напряженности электромагнитного поля запрещена работа нескольких компьютеров в пяти школах областного центра.

Дома о безопасности ребенка могут позаботиться лишь родители. Желательно, чтобы компьютер стоял в углу, так как излучение максимально исходит с его тыльной и боковых сторон. Наталья Вербицкая говорит, что необходима компьютерная мебель, которая сможет обеспечить правильную посадку ребенка. Его росту должны соответствовать размеры стола и стула (ноги согнуты под прямым углом и касаются пола). Нельзя играть или работать за компьютером в полной темноте. Результат несоблюдения норм - ухудшение зрения ребенка, искривление позвоночника, переутомляемость.

В вышеописанной ситуации с сыном знакомой речь об ухудшении физического здоровья пока не идет. Это, скорее, похоже на зависимость от компьютера и различных гаджетов. Заведующая детским диспансерным психиатрическим отделением областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Оксана Юревич говорит, что в своей практике не сталкивалась с подобной зависимостью. Хотя некоторые психические отклонения у детей врачи связывают в том числе с длительным пребыванием за компьютером.

Крупный социологический центр представил результаты своего исследования: большинство детей в возрасте от двух до пяти лет умеют играть в видеоигры, но не умеют кататься на велосипеде. 19 процентов могут запустить приложение или игру на смартфоне, но только 9 процентов умеют завязывать шнурки. Несовершеннолетние тратят в несколько раз больше времени перед телевизором, чем с родителями при чтении книг. Пятьдесят три процента детишек в возрасте двух-четырех лет играют в компьютерные игры вместо плюшевых медведей, а в возрасте пяти-восьми лет процент играющих составляет уже 90.

Так все-таки как поступать родителям: как можно дольше оберегать детей от электронных «игрушек» или наоборот? Специалисты говорят, что в наше время, когда с техникой многое связано, не подпускать детей к компьютерам по меньшей мере глупо.

  • Нужно организовать знакомство малышей с гаджетами грамотно.
  • Нельзя, чтобы телефон или планшет стали для ребенка наградой, или, наоборот, лишать его этого в наказание.
  • Постарайтесь, чтобы гаджеты стояли в одном ряду с другими игрушками: конструкторами, мозаиками, машинками, куклами и плюшевыми медведями.
  • «Выжмите» из того же планшета как можно больше пользы: закачайте на него развивающие игры, в том числе для развития мелкой моторики, обучающие приложения.
  • Специалисты не рекомендуют разрешать детям играть с планшетом перед сном, за едой, во время разговора с родителями.
  • Если видите признаки зависимости, зовите ребенка погулять по городу, сходите в лес, в гости.
  • Главное, в эти моменты будьте рядом с ним сами, а не спроваживайте к друзьям во двор.
Жанна БАЙГОТ
Теги :

«Вы представляете, — возмущенно рассказывает мама пятилетней Алеси, — пришли на новогодний утренник в театр кукол, а один из мальчиков во время представления ни разу на сцену не глянул. Все это время смотрел на экран электронной игрушки, которая была у него в руках. Хороводов не водил, песен не пел, зачем родители привели его на праздник?» И действительно, сейчас планшеты и телефоны заменили нашим детям родителей, друзей, подруг, обычное человеческое общение.

Кто виноват и что делать — вот вопросы, которые задают сегодня многие мамы и папы. Почему куклы и машинки сейчас пылятся на полках и чем можно заинтересовать ребенка, читайте в материале АП.

Телефон и планшет — вот мои друзья

— Сына из детсада привожу, даю планшет, он играет — не слышу и не вижу его. С одной стороны, хорошо — могу заняться своими делами, что‑нибудь приготовить, а с другой — ведь он со мной почти не разговаривает, да и других игрушек не признает, — вздыхает Анна Горлова, мама шестилетнего Даниила.

— А моя дочка знает, где в телефоне игры, нажмет кнопочку и играет, — с гордостью рассказывает Ольга Спиридонова, мама двухлетней Алины, — в наше время были совсем другие игрушки, любому пупсу радовались.

И действительно, если лет 10 назад, к примеру, в поликлинике или магазине детей успокаивали куклами, плюшевыми медведями и машинками, сейчас в основном — сотовыми телефонами. Хочешь, чтобы ребенок не плакал, дай ему мобильник. Как говорится, дети довольны, родители спокойны.

— Конечно, родители радуются: мой такой молодец — третий уровень прошел. Но надо понимать, что в этой игре ребенок только пассивный зритель. Он просто нажимает на кнопки и наблюдает за тем, что происходит, но по большому счету ничего не делает, — комментирует примеры из нашей жизни Елена Улькина, заведующая детским клубом раннего развития «Супердетки». — Вот таким образом и происходит подмена нашего родительского внимания электронными игрушками. Ребенок взял телефон, тычет на кнопочки, родителям не мешает — и может часами так играть.

В детском саду не забалуешь

Так играть не получается лишь в детском саду, если ваши дети, конечно, туда ходят. Здесь порой разворачиваются настоящие баталии за игрушки. Причем просить у своего товарища по группе ребенок может вовсе не его, а свою, принесенную из дома машинку или черепашку. Однако компромисс все равно удается найти, говорит воспитательница младшей группы одного из детских садов Благовещенска Светлана Пасяда.

— У нас мальчишки могут с удовольствием играть в куклы, а одна девочка все машинки в гараж загоняет, с интересом слушают сказки — сама читаю или ставлю аудиозапись. Конструктор учатся собирать, а на творческих занятиях и лепим, и рисуем.

По словам воспитательницы, телевизора в группе нет. Кстати, дети про него и не вспоминают. А вот от выполнения творческих заданий ребенок может отказаться. Заставлять его никто не будет. Но таких детей в группе Светланы Викторовны нет. Правда, один малыш вместо табуретки вылепил из пластилина снеговика, ругать его за такой полет фантазии не стали.

— Малыши любят и стол к обеду накрывать, раскладывают ложки, расставляют тарелки, кружки, в этом тоже им не препятствуем, — продолжает Светлана Пасяда. — Это же социальная адаптация ребенка, родители потом рассказывают, что дети и дома просят фартук с косынкой — играют в маленьких поварят.

Покажи своим примером

Играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком советует и Елена Улькина.

— Играйте в тот же магазин, дочки-матери, парковку какую‑нибудь постройте для машин. Ведь такие занятия никто не отменял, именно они дают ребенку развитие, понимание окружающей среды, социальные контакты.

Педагог -психилог советует: чтобы детей повернуть в сторону игрушек, надо их заинтересовать. И желательно проводить как можно больше времени с ребенком. Если малыш хочет вам что‑то рассказать или усаживает рядом с куклой и просит стать для игрушки мамой, не отказывайтесь. Возможно, пять-десять минут, проведенные с ребенком, помогут в дальнейшем решить многие проблемы. Сейчас вы услышите его — через несколько лет он услышит вас.

— Если бы родители хоть чуть‑чуть обращали внимание на своих деток, показывали свою заинтересованность, воспитывать их было бы проще. Можно строить и вырезать домики из картонных коробок вместе с ребенком. Но многие родители делают так: принесли красивую коробку с игрушкой, поставили перед ребенком — на, играй, он ее открыл, повертел и также на стол поставил. Купите конструктор — чтобы предмет можно было собирать, а значит — думать.

Отвлекать ребенка от мультфильмов и компьютера можно не только с помощью игр. Если хотите показать ребенку, что он вам не безразличен, что вы готовы проводить с ним время, слушать и разговаривать, зовите на кухню. Пусть моет овощи, раскладывает хлеб, помогает готовить ужин, к примеру. Полезный труд даст передышку воспаленным к вечеру глазам и уставшему мозгу. Вечером старайтесь найти для своего сына или дочери спокойное занятие — пусть лепит, рисует. Ребенок, как и взрослый, за день устает, и ему тоже нужно отдохнуть от насыщенных событий.

Ограничивайте время ребенку на просмотр телевизора или компьютерные игры. Старайтесь объяснить, что это вредно, не нудными нотациями, а примерами. Можно сходить на консультацию к окулисту. Врач расскажет ребенку, сколько времени можно уделять развлечениям и как это повлияет на его здоровье. Таким образом, малыш услышит мнение авторитетного человека.

Чем заинтересовать ребенка:

— играйте в сюжетно-ролевые игры

— из множества игрушек покупайте ту, которая побуждает к творчеству, действию, движению

— выбирайте тематические игрушки (дом, кухня, сад, клумба)

— играйте в настольные, подвижные игры

— проводите больше времени с детьми

МНЕНИЕ

Елена Улькина , педагог-психолог: Игрушки перестали быть сюрпризом

— Еще одна проблема, с которой сталкиваются взрослые, помимо планшетов и телефонов, — изобилие игрушек. В супермаркетах детских товаров глаза у родителей разбегаются — не знаем, чем ребенка порадовать и что купить. Все почему‑то считают, что малышей нужно завалить игрушками. Огромные слоны и тигры, Барби в разных платьях, с косметикой и украшениями, человек-паук, робот — вот только малая часть, которая сейчас хранится в детской почти каждого ребенка. Мы сами портим своих детей. Раньше игрушки были сюрпризом, неожиданностью. Сейчас их дарят каждый день и мамы, и папы, и бабушки с дедушками. Порой кукол и кубиков так много, что в детской ходить можно только с препятствиями. Наши сыновья и дочери игрушками пресытились, удивить их чем‑то почти невозможно. Конструкторы, машины, целые дома и кухни — все это попросту обесценивается: чем игрушек больше, тем меньше им внимания.

Мой совет: выдавайте игрушки ребенку небольшими порциями. Сегодня в машины играет, завтра железной дорогой управляет. Все должно быть дозировано. А вообще: ни одна самая дорогая игрушка не заменит живого общения, любви и ласки.

КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ КОМПЬЮЕТАР

Советы мамы 12‑летнего Георгия Натальи Марьиной

Совет № 1

Не надо ругать компьютер и игры, чтобы ребенок не видел в вас врага, покушающегося на святое.

Совет № 2

Предложите адекватную замену компьютеру. В играх он более успешен, чем в реальной жизни? Значит, надо создавать в жизни ситуации успеха и больше хвалить. Если он играет, потому что потом игру можно обсуждать с друзьями — значит, надо сводить мальчишек на каток или в боулинг.

Совет № 3

Предложите ребенку реальные занятия, которые покажутся более захватывающими, чем компьютерные игры. Все зависит от того, что ему нравится. Если любит пиццу — испеките ее вместе.

Совет № 4

Сядьте рядом и поиграйте вместе или по очереди. Главное, чтобы вы оба пришли к выводу, что играть вместе — круто. Это, кстати, хороший инструмент мотивации: «Сделаешь уроки — поиграем вместе». Или: «Сходишь со мной в магазин, я пройду в твоей игре один уровень».

Совет № 5

Введите правило: если приходят в гости друзья, компьютер выключается однозначно. Первые 10 минут они обижаются и недоуменно слоняются по квартире, но потом чем‑нибудь обязательно увлекутся. Приучайте ребенка к мысли, что в гости приходят общаться.

Зависимость - это когда что-то начинает контролировать вашу жизнь и мешает вашей повседневной деятельности, работе и отношениям. Так, описать классического алкоголика можно, как человека, который, просыпаясь, выпивает рюмку водки вместо чашки кофе. Однако с приходом технологического бума признаки зависимости можно усмотреть и в привязанности к сотовому телефону.

Вы первым делом после пробуждения проверяете свой телефон? Вы пишете смс-сообщения во время управления автомобилем? Вы просматриваете Facebook на работе вместо того, чтобы закончить важное задание? Вы проверяете свой телефон на предмет новых сообщений во время романтического ужина? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили положительно, то, вероятно, можно говорить о зависимости. И это наверняка мешает вам жить полноценной и насыщенной жизнью. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут побороть зависимость.

Первые 30 минут вашего дня

Если утро вы начинаете с проверки телефона, то это серьезная проблема. Ведь первые полчаса после пробуждения должны быть посвящены созданию хорошего начала дня. Это подразумевает подъем, умывание, небольшую растяжку или медитацию, приготовление завтрака. Так начните утро со здоровых и правильных вещей, чтобы зарядить себя энергией на целый день.

Временные промежутки без телефона

Большинство людей во время работы держат свой сотовый телефон под рукой. Вне зависимости от того, связаны ли звуки, издаваемые гаджетом, с работой или нет, они в любом случае отвлекают вас. Если это происходит целый день, то ваша продуктивность серьезно снижается, ведь вы не можете сосредоточиться на выполняемой задаче. Поэтому имеет смысл хотя бы часть рабочего времени не пользоваться телефоном. Выделите для этого, как минимум, два часа, когда вы работаете максимально продуктивно. На это время выключите телефон и полностью сосредоточьтесь на деле.

Выключайте телефон, когда вы садитесь за руль

Необходимо закрепить эту норму на законодательном уровне. Ведь вы выключаете свой телефон на борту самолета. То же самое должно касаться и автомобиля. Наш мозг попросту не может находиться одновременно в двух местах. Так, если вы смотрите на экран смартфона, то не можете следить за тем, что происходит на дороге. Конечно, вы можете сказать, что используете гаджет как GPS-навигатор. Однако как люди жили раньше? Ведь всегда можно потратить несколько минут до поездки, чтобы внимательно изучить предстоящий маршрут. К тому же гораздо безопаснее остановиться на обочине и еще раз взглянуть на карту, чем делать это за рулем, отвлекаясь от наблюдения за ситуацией на дороге. Поэтому, садясь в машину, просто выключайте свой телефон, чтобы не было соблазна смотреть в него. Ведь на кону ваша жизнь и жизни других людей.

Окунитесь в реальную жизнь

Лучшее общение может быть с живыми людьми, сидящими перед вами. И никакие виртуальные друзья и сообщения в интернете не могут быть важнее реального человека. И если при этом вы говорите ему, что вам нужно немедленно прочитать очень важное сообщение, то это является не только грубым, но и очень глупым поступком. Ведь даже если ваш собеседник скажет, что все в порядке, то на самом деле это вовсе не так. Такое поведение с вашей стороны способно разрушить дружбу и любые отношения. Ведь человек выкроил время для того, чтобы встретиться с вами, а вы не цените этого. Поэтому забудьте о Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и т.д. хотя бы на время живого общения с реальным человеком, тем более если он по-настоящему важен для вас. Ведь вы всегда сможете прочитать новые сообщения после, когда окажетесь в одиночестве. Не заставляйте близких вам людей считать, что они не важны для вас.

Безусловно, в настоящее время, в период правления активно развивающихся технологий пристрастие к электронным новинками в числе самых маленьких детей и уж тем более школьников — проблема не просто актуальная, а уже достаточно остро стоящая. Если отойти лет на десять-пятнадцать назад, то все мы вспомним свое детство, школьные годы, когда мобильный телефон был для всех диковинкой и большой редкостью, впрочем то же самое касается и персональных компьютеров. Во времена молодости наших родителей и уж тем более бабушек и дедушек таких современных технических гаджетов и вовсе не существовало!

Электронные устройства и дети

По большому счету, нельзя сказать, что сейчас необходимо и своему чаду категорически запрещать пользоваться подобными электронными устройствами. Ведь и сами не представляем себе жизни, учебы, работы и отдыха без них.

Но что же делать, если ваше любимый сыночек или дочка фактически все свободное время в руках держит мобильный телефон или все время проводит у монитора персонального компьютера или ноутбука? Возможно он просто больше «общается» через сообщения или социальные сети с друзьями и сверстниками, чем с вами - вот это уже на самом деле проблема важная и серьезная, игнорировать ее никак нельзя.

Безусловно, можно использовать радикальные меры попросту отобрав у ребенка «игрушку» или лишив его возможности ее пользоваться, но есть в этом смысл? Поможет ли это вам решить все проблемы сразу? Скорее всего, не поможет.

Ребенок зависим от гаджетов - что делать?

Не стоит отбирать у ребенка его любимый гаджет или ноутбук, компьютер. Здесь нужно просто найти время и спокойно сесть и поговорить с ребенком, обсудите с ним, что вам не нравится и что вас сейчас беспокоит. Внимательно выслушайте свое чадо. И только после этого вы действительно сможете подыскать компромиссный вариант разрешения сложившейся проблемы.

Помните, здесь важна последовательность ваших поступков, если уж вы и ограничили пользование электронными устройствами - то старайтесь всячески придерживаться личного решения. И тем не менее — будьте крайне благоразумны. Категорический запрет ничего хорошего вам не принесет. Помимо озлобления и еще более серьезной замкнутости вашего ребенка.

Если ребенок предпринимает попытки как-либо оправдываться, нет смысла спешить делать вывод, что он вас попросту не услышал. Будьте максимально терпимы, дайте ребенку все обдумать и привыкнуть к новым условиям. Есть вариант того, что в душе он уже дал согласие, и очень скоро ответит на это своими реальными действиями.

Вы, наверняка, замечали раньше, что дети достаточно часто действуют именно таким образом. Изначально они демонстрируют свой бунт, а уже после этого обдумывают высказывания своих мам и пап. Часто лишь спокойнее и разумные доводы способны их переубедить послушаться. Самое подходящее решение проблемы - это их профилактика. Просто чаще общайтесь со своим малышом, чтобы это было общение продуктивное старайтесь проводить время вместе и уж точно не сидя у экрана телевизора или компьютера. Ищите время и возможность заниматься чем-то веселым, активным, полезным и познавательным, чтобы это принесло пользу и радость, как вашему ребенку, так и вам!